b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Кудрин о накопительной части пенсии и последствиях санкций

Правила игры
комментирует Алексей Кудрин, председатель Комитета гражданских инициатив

08.08.2014, 00:00
Продление моратория на перечисление накопительных пенсионных взносов на счета граждан наводит на ряд размышлений, которые идут дальше прямой дилеммы — можно или нельзя вводить мораторий на два года по накопительной пенсионной системе.

Накопительная пенсия была введена на основе прогнозов ухудшения демографической ситуации: число работающих, за которых работодатели платят, становится меньше, а пенсионеров — больше. Удержать уровень пенсий к величине зарплаты при выходе на пенсию можно, только повышая пенсионный возраст и откладывая заранее накопления. Без этих мер остается только повышение налогов. В развитых странах многие граждане добровольно откладывают на пенсию — дополнительно к государственной. В России нет культуры заблаговременного планирования пенсии и добровольного накапливания.

Другая важная функция этих накоплений в том, что из них формируется долгосрочный инвестиционный ресурс. Сегодня в России уже накопленные взносы составили 2,85 трлн руб., чуть меньше половины из которых управляются негосударственными пенсионными фондами, обслуживающими 22,1 млн человек. Примерно 80% накоплений инвестируется в частную экономику. В результате накопления пенсий становятся важнейшим институтом долгосрочной стабилизации государственных финансов и наращивания инвестиций в стране.

Скверное в прошлом регулирование деятельности НПФ стало одной из серьезных претензий к этой системе. Во многих странах есть практика повышения надежности сохранения накопленных пенсий, у нас тоже ЦБ сейчас ведет перерегистрацию НПФ с более строгими требованиями.

Вице-премьер Ольга Голодец необоснованно назвала менее эффективным сохранение накопительной системы по сравнению с распределительной и аргументировала это меньшей доходностью накапливания по сравнению с индексацией пенсий по инфляции. Устойчивость и доходность накоплений должна оцениваться за весь период накапливания. Стоимость облигаций и акций может падать и расти, но на протяжении 20-25 лет всегда положительна. Считать, что индексация прав на бумаге надежнее, просто нельзя. Возможности распределительной системы в будущем будут намного меньше сегодняшних. Хотя и сейчас пенсионный фонд глубоко дефицитен. Выплаты пенсий в этом году составят около 5 трлн руб., при этом дефицит — примерно 532 млрд руб., то есть более 10% за счет федерального бюджета. Без моратория по накопительной части дефицит был бы 775 млрд. руб., или 15%. Получается, что индексация пенсий идет за счет других расходов бюджета — меньше строим дорог, меньше оснащаем вузы и больницы. Но у такого "заимствования" есть пределы.

Но есть еще аспекты. Среди мер правительства есть такие, которые имеют максимальный мультипликатор в экономике, а есть — с минимальным или нулевым. Мораторий на накопления имеет отрицательный мультипликатор. На 1 рубль уменьшения накоплений потерь в экономике будет больше 1 рубля. Во-первых, в условиях ограничения западных инвестиций рынок теряет обычную поддержку, и деньги не пойдут в новые коммерческие проекты. Во-вторых, сворачивается целый сектор финансового рынка по генерированию длинных денег. С уходом госденег этот сектор как объект инвестиций потеряет больше. Граждане не смогут добровольными взносами компенсировать государственные. Интерес к развитию НПФ снизится.

Судя по всему, ради "высвобождения" 280 млрд руб. в пользу других расходов бюджета рушится важнейший институт стабилизации финансовой системы. Очевидно, что жертвовать тактикой ради стратегии можно, но жертвовать стратегией ради тактики — недопустимо.

Кроме того, подготовка прецедентного решения и оценка эффективности накоплений требуют серьезного экспертного и общественного обсуждения, которых не было. Аргументов не представлено. Похоже, не работает система обоснования и принятия взвешенных управленческих решений. А это значит, что можно ожидать других "сюрпризов", имеющих серьезные последствия. Неопределенность заметно возрастает.

Но может быть и еще одна причина.
Возможно, власть оценивает среднесрочные последствия санкций серьезнее, чем это кажется.
И концентрация ресурсов взамен долгосрочной стабильности — это результат такой оценки, то есть задача "выстоять" в ближайшие два-три года.
И эта мера предупреждает, что будет намного труднее и скорого урегулирования украинского кризиса не будет, хотя придется заплатить высокую цену.


В любом случае сегодня мы получаем политику правительства, снижающую экономический рост, плюс "сжатие" возможностей экономики и увеличение неопределенности.

http://www.kommersant.ru/doc/2540459?isSearch=True
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments