b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Любая последовательная оценка системы Путина - приговор

"Я не большой поклонник советского образования, но 90-ые годы заставили меня опасаться любых отечественных реформ. Я не буду говорить о естественных науках и математике, т.е. областях, в которых советское образование и наука часто были мировыми лидерами. Сейчас это уже не так. В советском обществоведении, конечно, дела обстояли много хуже.
Причины этого хорошо известны – нет смысла их повторять вновь. Но даже в советском обществоведении сохранялась системность знания, пусть и «истматовская», существовали и определённые критерии, позволявшие отличить балаган от теоретической работы, каково бы ни было её качество.
Сейчас же господствует постмодернистско-православно-технократический китч, чуждый какой-либо мыслительной деятельности.
Реформа, если она – не очередная пародия, может начаться только с противодействия китчу любой ценой, с восстановления базовых представлений об умственной деятельности, причём одновременно на уровне научно-исследовательской работы и на уровне преподавания.

На мой взгляд, у нас под реформой понимают всё, что угодно, но только не это. Понимаете, даже если вы последнюю забытую богом школу оснастите новейшими компьютерами и направите в образование миллиарды рублей, но оно при этом будет продолжать транслировать китч, то нынешнее прискорбное положение дел будет только усугублено: для распространения безобразия возникнут более мощные технические и иные орудия.
Но ваш вопрос о реформе образования меня в тупик ставит и по другой основательной причине. Я не знаю, как можно обсуждать проблему реформирования, скажем, высшей школы в отрыве от разговора о том, куда идет само общество.
Мне кажется, главная проблема нашего образования заключается не в том, какие курсы читать, по каким модулям их выстраивать и как вводить кредитную систему, бакалавриат, магистратуру или делать какие-то иные новации такого рода.
Главная проблема образования, по-моему, заключается в том, что у нас неучи могут оканчивать университет и при этом находить работу. Если такое происходит, то это красноречиво говорит о том, что знание обществу не нужно, что нет запроса не только на качественное, но и мало-мальски пристойное образование.
Но коли так, то реформа – как реформа именно образования, а не, скажем, реформа экономии и перераспределения бюджетных денег, обречена. Стало быть, кардинальный вопрос реформы образования состоит в том, как изменить общество, которое превратилось в настолько отсталое, что ему не требуются ни реальные знания, ни общественные институты, которые заняты (в иных исторических ситуациях) производством и распространением знаний.
Это уже большой политический вопрос, рассмотрение которого уведёт нас далеко от темы образования как такового".

(с) БГ Капустин

http://oralhistory.ru/projects/science/philosophy/kapustin
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments