Смотрел таки 3D и по новой купил очки (что не сильно правильно вообще с позиций протестансткой и экологической этики, а в кризис тем более)
Но несколько моментов и ассоциаций и с соцреализмом и с путинским зомбоящиком меня неожиданно впервые зацепило)
Миры Толкиена жестко делятся на СВОИХ и ЧУЖИХ
Таким образом детерминируется внешний враг (обладающий несколькими атрибутами:
- враждебный
- опасный
- активный
- уязвимый
- уродливый
- коварный)
При этом все качества задаются с жестким имиджевым перебором и с однозначностью
Сходно описавается и внутренний враг (5-я колонна)
- жадный
- эгоистичный
- трусливый
Совершенно некритична власть (бургомистр "Озерного города" сразу попадает в 5-ю колонну и исчезает со сцены)
Остальные вовремя осознаю свою миссию и перестают кочевряжиться и начинаю мочить все что движется (поскольку оно уродливо и вычислямо как 2*2=4)
Прославляется необходимость интернационализма для своих (священной борьбы всех своих против чужих) и эдакая в духе Володина "оптимистическая трагедия" личностей - важнее всего борьба со злом
Если всмотреться, то ущербность монстров идет из условий их порождения и существования (дети подземелья - зомби, которые стремятся все экспроприировать, причем стремление иррационально и диктуется представлением о сакральных ценностях, которые надо вернуть)
В принципе целью текстов является война на тотальное уничтожение иной стороны (поскольку оно заведомо ущербна и не имеет права на существование, а любой диалог и компромисс тут заведомо неуместен и является предательством)
Эдакий в чем-то манихейский мир с "борьбой за все хорошее и против всего плохого"
Врагу надо сразу отрезать голову или убивать (диалог возможен только с позиции: "Сила есть - ума не надо")
При этом изначально беззаботный в чем-то либертеральный Бильбо (а вслед за ним и читатель и зритель) встраивается в этот мир с его черно-белой однозначностью
У меня впечатление, что подобные образы и впрямь не безвредны и отвечают и пропагандируют архаическое тоталитарное сознание (которое вполне дуально с сознанием последователей Саурона и может рассматриваться как профашистское)
И в этом пункте я морально готов солидаризоваться даже с РПЦ, поскольку элементы ее фундаментализма таки ослаблены каноническими текстами и традициями по сравнению с текстами Толкиена
И шутки на тему "Ока Саурона" над Москвой мне не импонируют
Хватит с меня военных парадов, красных звезд, мавзолея и Кремля