?
b_n_e [userpic]

Культура больше религии или религия больше культуры?

Март, 23, 2015 (19:50)

Деятели культуры Новосибирска вступились за "Тангейзер"
Опера Тангейзер

РПЦ требует убрать образ Христа из новосибирской постановки "Тангейзера"
Представители творческой интеллигенции Новосибирска написали открытое письмо губернатору Новосибирской области Владимиру Городецкому, попросив его защитить искусство от возрастающего давления со стороны церкви.
Подписи под обращением поставили 22 человека, включая главного режиссера театра "Глобус" Алексея Крикливого, директора Новосибирского государственного краеведческого музея Андрея Шаповалова и профессора Новосибирского государственного университета Юрия Шатина.
В письме отмечается, что преследование постановщика вагнеровской оперы "Тангейзер" Тимофея Кулябина является лишь звеном в цепи целого ряда запретов и скандалов, возникающих на религиозной почве.
"Ситуация с "Тангейзером", как ни грустно это признавать, выставила Новосибирск в самом нелепом свете как в профессиональной среде, так и в более широких кругах. Вместо критики, споров и полемики, то есть естественных и неотъемлемых составляющих бытования художественного произведения, возникает судебное разбирательство", - говорится в тексте письма.
Как отмечают творческие работники, Новосибирск уже несколько лет живет "под знаком радикального православия", а религиозные активисты все чаще пишут доносы и "жалобные письма" мэру, губернатору и министру культуры по поводу различных выставок, спектаклей и концертов.

Образ Христа
Параллельно Новосибирская епархия Русской православной церкви подготовила открытое письмо на имя министра культуру Владимира Мединского, в котором потребовала исключить из "Тангейзера" образ Христа.
"Из "кулябинщины" должен быть полностью исключен образ Иисуса Христа, будь то персонаж самой постановки, будь то изображение на постере или что-то им подобное, либо это "творение" должно быть полностью, раз и навсегда, исключено из репертуара", - заявляют священнослужители.
В РПЦ также считают, что правовую оценку действиям режиссера и директора театра должны дать не только минкульт и генпрокуратура, но также Следственный комитет, ФСБ и Счетная палата.\

Тимофей Кулябин
Деятели российской культуры активно поддерживают режиссера Тимофея Кулябина
Ранее за режиссера "Тангейзера" вступились художественный руководитель московского театра "Ленком" Марк Захаров и генеральный директор Большого театра Владимир Урин. Оба пригласили его поставить у себя спектакли. Кулябина поддержали и другие деятели культуры России.
В новосибирской постановке действие оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер" перенесено в современность, где главный герой предстает в образе режиссера, снявшего фильм о неизвестной, греховной жизни Иисуса Христа.


10 марта суд прекратил дела об "умышленном публичном осквернении предметов религиозного почитания" против режиссера Тимофея Кулябина и директора театра оперы и балета Бориса Мездрича, открытые по заявлению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона.
Однако 19 марта министерство культуры России заявило, что отдельные элементы постановки оперы стоит изменить, а творческий коллектив должен извиниться перед теми, чьи чувства были задеты.

http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2015/03/150323_tannhauser_opera_letter_defence

.............................................................................................................
Похоже, что для Мединского культура сужается до религии
Вообще-то пока не в средневековье живем (вернее многие еще живут) и платят налоги на содержание такого министра

Comments

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Март, 23, 2015 18:42 (UTC)
Забавно выходит

По сути именно такой детский вопрос (типа КИТ или СЛОН сильнее) демонстрирует принцип госустройства
Если религия больше культуры, то в России естественно должно выстроиться теократическое государства
Интересно, понимают ли это власти

Posted by: Ella (mi_ze)
Posted at: Март, 24, 2015 20:18 (UTC)
Re: Забавно выходит

По поводу "Тангейзера" лучше всех сформулировал Веллер:
Первое: безусловно, не дело церкви лезть в эти вещи на правовом уровне. Церковь может обозначить свою позицию. Церковь может отлучить всю труппу во главе с режиссером и главным директором театра от церкви, придать анафеме и так далее.
От себя, но никак иначе.
Второе: что касается театральной труппы. Она может ставить все, что ей заблагорассудится, в рамках существующего закона: Уголовного, Гражданского кодекса и Конституции. Но! Поскольку искусство предполагает чувство меры, чувство вкуса, чувство такта и гармонии – это неотъемлемые составляющие таланта…
Ни к Вагнеру, я повторяю, ни к «Тангейзеру» подобные вещи… Никакой лесбийской любви, никаких голых баб, никаких блудниц с Христом – все это не имеет к Вагнеру никакого отношения. Но, поскольку без Вагнера и «Тангейзера» о них никто не станет разговаривать – кому они на фиг нужны со своими голыми бабами – то вот таким образом делается скандальная слава. Наконец, о них узнали все…

Edited at 2015-03-24 20:22 (UTC)

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Март, 25, 2015 04:18 (UTC)
Re: Забавно выходит

Cогласен c Вами в целом
Но много элементов неоднозначности
Скажем те же PUSSI RIOT с их продуманными провокациями попадают в промежуточную область
Кроме того никто не отрицает темы модернизации которая может актуализировать проблематику
Вековых тем не так уж много
А настаивать на каноническом сектантском видении всего?
И с учетом явной цензуры историй, появившихся через 100-200 лет после описываемых событий
Меня, как стихийного пантеиста, такие претензии шокируют

Posted by: Ella (mi_ze)
Posted at: Март, 25, 2015 15:19 (UTC)
Re: Забавно выходит

По-моему, Веллер исчерпывающе сказал: "искусство предполагает чувство меры, чувство вкуса, чувство такта и гармонии – это неотъемлемые составляющие таланта… "
А что касается Пусси Райот, ничего из перечисленного там не было - впрочем, они и не претендовали на искусство. Это была акция протеста. А "Тангейзер", вот именно, претендует.

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Март, 25, 2015 16:41 (UTC)
Re: Забавно выходит

Критерии довольно субъективны (разная аудитория определит и чувство вкуса и чувство меры совсем по разному)
К тому же и отношение к самому Вагнеру и его творчеству далеко не у всех восторженное

Более того многие тексты самого Веллера по его критериям можно отнести к публицистике
Боюсь, что многое из того что нынче относят к искусству (скажем инсталляции Бреннера
http://www.guelman.ru/avdei/brener.htm) также сюда не подойдут

Вряд-ли искусство определить легче чем науку

К тому же пиара в скандальном искусстве претендующем на протест таки немало
Это все чаще нечто заметно иное чем самосожжение тех же буддистов или как протест против вторжения в Чехословакие

И нередко в итоге причины для протеста размываются, а пиар остается
Мне памятна "защитница химкинского леса" (Чирикова, кажется)
Все таки акции профессиональных протестантов (типа Femen) в итоге иначе и не воспринимаются даже людьми возмущенными деяниями властей
И тогда они на руку власти

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Март, 25, 2015 19:12 (UTC)
И еще

В формулировках Велера не остается места многому новому
В частности скандальные выставки импрессионистов, постимпрессионистов сильно шокировали общественный вкус того времени

Posted by: Ella (mi_ze)
Posted at: Март, 25, 2015 19:38 (UTC)
Re: И еще

Публике доверять нельзя, ее надо воспитывать. Такая постановка, как Тангейзер, тоже воспитывает, на свой лад, апеллируя к низменному, и это сделать на порядки легче. И выставки импрессионистов воспитывают. Сейчас уже это привычная классика. А тогда было не так много понимающих - но кто были эти немногие! Вот им и надо доверять. Веллер в их числе.

Posted by: b_n_e (b_n_e)
Posted at: Март, 26, 2015 05:54 (UTC)
Re: И еще

Серьезное у меня подозрение, что в искусстве (как и в науке) оценки корректируются за счет вымирания старшего поколения
Например, те кому импонировали прерафаэлиты не сочли бы правомерными и достойными постимпрессионистов
К осознание того же Ван-Гога шли десятилетиями

Posted by: Ella (mi_ze)
Posted at: Март, 26, 2015 08:29 (UTC)
Re: И еще

Что-то в этом есть :)

9 Читать комментарии