b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Ленин и кумиротворение

Войнович
Владимир Войнович
О вере, сакральности, сомнениях, насмешках и карикатурах
"С неким человеком у меня был такой разговор. Он спросил меня, осуждаю ли я художников «Шарли» за их карикатуры на Магомета. Я сказал: нет. Но сам стал бы их рисовать, если бы умел? Не стал бы.
Почему? Есть много вещей, которые я сам бы не делал, но не осуждаю других. Я бы не стал рисовать карикатуры на чьих бы то ни было святых, потому что мне это неинтересно и к тому же не имею желания обижать других людей без причины.
Например, я говорил раньше «на Украине», но с тех пор, как узнал, что каким-то украинцам это кажется обидным, поменял предлог «на» на «в». Причина для обиды не кажется мне серьезной, но раз она есть, я готов с ней считаться.

Есть русские, которых обижает то, что часть речи «русский», в отличие от всех других определенно существительных (немец, француз, украинец и т.д.) выглядит как прилагательное.
Солженицын сердился на «русофобов», называвших собак русскими именами (Фома, Антон, Кеша), хотя мог бы заметить, что исконно русские люди испокон веков называли котов Васьками, кабанов Борьками, коз Машками и т.д.
Вообще национально или религиозно обидчивых людей развелось слишком много, и чем дальше, тем они чувствительней и агрессивней. В одном месте женщину могут убить за то, что она не закрывает лицо, в другом могут побить (но все же не убить) за то, что закрывает. Радикальные исповедники ислама авторов карикатур расстреляли. Некоторых воинствующих православных от подобных расправ удерживает только уголовный кодекс и неготовность за свою веру самим умирать.

....

Мой старший друг Игорь Александрович Сац завидовал мне, что мне еще предстоит открыть для себя Ленина и испытать то величайшее счастье первооткрытия, которое он, Игорь Александрович, уже испытал. Я спрашивал его: а сейчас, читая Ленина, разве вы не испытываете того же чувства? Он объяснял мне доходчиво, что когда человек в тысячный раз занимается сексом, он испытывает удовольствие, но оно несравнимо с восторгом первого раза. Разумеется, Сац так же, как и его единомышленники, был уверен, что Ленин был человек добрый, по словам Маяковского «самый человечный изо всех прошедших по земле людей». Это поддерживалось и официальной пропагандой.

Дальнейшее знакомство с делами и словами вождя, как его называли, мировой революции привело меня к открытию, что Владимир Ильич не только не был гением, но и миф о доброте его был неизвестно на чем основан. Нет, не добрым и не самым человечным был этот человек, а холодным и жестоким массовым убийцей, что ни от кого не скрывалось и подтверждено его опубликованными многими записками насчет необходимости беспощадного красного террора, указаниями разным функционерам новой России расстрелять белогвардейцев, кулаков, попов, проституток и прочих.
Именно не привлечь к ответственности, не судить, а расстрелять и без проволочек таких-то и таких-то с уточнениями вроде «чем больше, тем лучше», с определением приблизительного числа: «пятьдесят или сто», то есть скопом.
И ведь все это было напечатано во всех его собраниях сочинений, и все это те самые образованные лениноведы читали, подчеркивали, заучивали — и что? Они не понимали смысла этих записок?

Когда было (не полностью, но в значительной степени) покончено со сталинским произволом, когда стали говорить о гуманизме и справедливости, это называлось возвращением к ленинским нормам.
Считалось, что теперь наказывать человека по ленинским нормам, это значит — за реальные преступления, по закону и в соответствии со статьями уголовного кодекса.
Но как раз именно при Ленине нормой стало абсолютное беззаконие, когда велено было какую-то категорию людей расстреливать скопом без всякого персонального разбирательства, когда судьям велено было руководствоваться своим революционным правосознанием.

А теперь я выскажу самое мое кощунственное мнение: Ленин был не только не гением, но и ума не слишком большого.
Ума ему хватило только на интриги по захвату и удержанию власти, но не на то, чтобы понять или поверить более умным людям, что насилие родит насилие и зло порождает зло. Что насилием ничего похожего на общество свободы, равенства, братства, справедливости и изобилия построить нельзя.
Можно было создать только общество, где процветали страх, ложь, лицемерие, ханжество, воровство, стукачество, недоверие людей друг к другу и неверие ни во что. Что и было создано в результате семидесятилетнего насилия над большим народом. Если и оставались в этом обществе относительно честные и гуманные люди, то только вопреки, а не благодаря системе, все-таки не сумевшей за семьдесят лет окончательно вытравить в людях все человеческое.

Так я еще раз самого себя спрашиваю: как могло случиться, что десятки лет миллионы людей поклонялись этому чудовищу и считали его уникальным носителем всех человеческих добродетелей?
Ну, допустим, ладно, так называемые простые люди, сами ничего не зная, доверяли более образованным и более, как они думали, умным. Но образованные и умные читали труды своего кумира, в которых черным по белому было написано: повесить, расстрелять, поставить к стенке. Почему они читали одно, а прочитывали другое?
А вот как раз потому, что людям был доступен только один взгляд на эту личность (как и на личность Сталина). Сомневаться в достоинствах, критиковать ее, а тем более подвергать насмешкам в анекдотах и карикатурах считалось ужас каким кощунством.

Феномен кумиротворения меня занимает давно. Стремление возвести ту или иную личность в ранг культовой кажется мне нашей главной бедой, родом национальной болезни, от которой мы не можем никак излечиться и отчего наше общество в целом остается безнадежно невзрослым.
Оно всегда ищет и, в конце концов, находит очередного дядю, который все знает, все видит, все предвидит, в ком нельзя сомневаться и над кем, как над священной коровой, нельзя шутить.
И чем больше нельзя, тем более он, не библейский пророк, а живой человек, достоин непочтительной критики, насмешек, анекдотов и карикатур. Кстати, карикатура — это один из важных индикаторов состояния общества.
Если в обществе есть один человек, которого нельзя изображать карикатурно, значит, в этом обществе что-то не так.

http://magazines.russ.ru/znamia/2015/4/7v.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment