"С обеих сторон были героизм и жестокость": правда об одном из самых кровопролитных дней на Украине
Расследования событий 2 мая прошлого года в Одессе, когда погибли 48 человек, а несколько сотен получили травмы, пролили мало света на случившееся, считает корреспондент The Guardian Говард Эймос.
"Даже официального списка погибших не существует, никто из проукраинских активистов, причастных к событиям, не был отдан под суд. Многие утверждают, что следователи медлят по политическим соображениям - возможно, чтобы скрыть соучастие высокопоставленных лиц. Как минимум один участник, которому официально предъявлены обвинения в убийстве и покушении на убийство, остается на свободе в ожидании суда", - говорится в статье.
Прошлогодние события в Одессе сыграли ключевую роль в разрастании насилия на Восточной Украине. Широко укоренилась версия российских СМИ о том, что 2 мая произошла "бойня", спланированная киевскими "фашистами".
В Киеве некоторые считают, что 2 мая проукраинские силы одержали "победу", которая предотвратила попытку создать сепаратистское государство в Одессе.
"Интервью очевидцев и любительские съемки, сделанные в тот день, рисуют совершенно иную версию событий. Хотя по поводу решений, принятых высшими чиновниками, остаются вопросы, фрагменты можно объединить в единое повествование. Большая часть того, что стало известно, - результаты работы "Группы 2 мая", группы из 13 местных экспертов, которые расследуют трагедию на добровольных началах", - говорится в статье.
"С обеих сторон было много героизма и жестокости", - говорит Татьяна Герасимова, возглавляющая эту группу.
Большинство жертв погибли в Доме Профсоюзов, который обороняли пророссийские активисты, находившиеся в меньшинстве, а атаковали сотни проукраинских демонстрантов, пишет автор.
Но первые уличные бои разгорелись за несколько часов до пожара в Доме Профсоюзов. "Толчком стала атака группы пророссийских активистов в масках (предположительно под руководством бывшего милиционера Сергея Долженкова, прозванного "Капитан Какао") на проукраинское шествие, в котором преимущественно участвовали футбольные фанаты. Пророссийские активисты были вооружены дубинками, фейерверками, самодельными гранатами и огнестрельным оружием", - говорится в статье.
Первым погиб 27-летний Игорь Иванов, член "Правого сектора" (эта организация запрещена в России. - Прим. ред.). По данным газеты, его застрелили на Дерибасовской улице.
"Есть явные доказательства соучастия милиции: на видеозаписях этих столкновений запечатлен пророссийский активист, который под прикрытием полиции стреляет из переделанного "АК-47". По некоторым сведениям, люди видели, что со стрелявшими общался заместитель начальника одесской милиции Дмитрий Фучеджи", - говорится в статье.
Недавно президент Украины Порошенко обвинил Фучеджи в раздаче оружия обеим сторонам конфликта. Фучеджи утверждает, что Киев делает из него "козла отпущения".
Проукраинская сторона быстро собрала своих сторонников, и бои обострились. "Выстрелами украинской стороны были убиты 4 пророссийских активиста", - говорится в статье.
Бои в центре Одессы продолжались несколько часов. В итоге пророссийские силы были отброшены, многие бежали на площадь Куликово Поле у Дома Профсоюзов, где несколько месяцев существовал их палаточный городок.
"Обе стороны бросали "коктейли Молотова". От одного из них загорелась импровизированная баррикада в вестибюле. Штабеля деревянных поддонов, генератор и другая техника из демонтированного пророссийского лагеря быстро запылали. Огонь и дым стремительно поднимались по главной лестнице, поскольку сквозняк из разбитых окон на верхних этажах создавал тягу", - говорится в статье.
Затем пожар внезапно усилился, и на главной лестнице возник столб огня высотой до четвертого этажа, повалили клубы черного дыма и токсических газов, утверждает автор. Тем временем проукраинские активисты пытались штурмовать здание, в коридорах и на лестницах шли бои.
По словам автора, многие проукраинские активисты помогали спасать людей, но другие избивали тех, кто бежал из горящего здания.
На всем протяжении пожара сотни местных милиционеров дежурили у здания, но почти не вмешивались, пишет газета.
"Группа 2 мая" выдвинула гипотезу развития событий. "Ссылаясь на многочисленные источники, они утверждают, что между милицией и активистами с обеих сторон была заключена неофициальная сделка. По условиям сделки футбольные фанаты должны были получить разрешение на сожжение палаток, установленных пророссийскими активистами вблизи Дома Профсоюзов. Милиция, местные чиновники и проукраинские активисты полагали, что с уничтожением лагеря безопасность в Одессе окрепнет. А пророссийские активисты, которые все более маргинализировались, рассчитывали, что это увеличит их известность", - говорится в статье.
Пророссийские активисты указывают: одним из очевидных результатов стало полное расформирование пророссийского политического движения в Одессе.
Долженкова и еще 19 человек судят по обвинениям в организации массовых беспорядков. Другие лидеры бежали в Приднестровье или Россию.
Никто из проукраинских активистов не отправлен под суд. "Одесский журналист Олег Константинов говорит, что медлительность и некомпетентность официального расследования, вероятно, объясняются ощущением вины в целом, а также желанием прикрыть влиятельных людей в Киеве. Он сказал, что свидетелей опрашивали по стандартизованным опросникам, а сам он был вынужден надавить на следователей, чтобы те взяли уникальные фото- и видеоматериалы, собранные новостным сайтом, где он работает", - говорится в статье.
Активисты с обеих сторон признают, что Одесса и сегодня расколота на два лагеря, приблизительно равных по силе, - сторонников тесных связей с Россией и приверженцев киевского правительства.
Источник: The Guardian
http://www.inopressa.ru/article/04May2015/guardian/odessa.html