b_n_e (b_n_e) wrote,
b_n_e
b_n_e

Почему ведьмы летают на метлах? ("The Atlantic ", США)

Почему ведьмы летают на метлах? ("The Atlantic ", США)
Меган Гарбер (Megan Garber)

Все началось с хлеба.
В Европе эпохи средних веков и начала Ренессанса хлеб пекли в основном из ржаной муки. А рожь и некоторые близкие ей злаки иногда бывают заражены грибком – спорыньей – который в больших дозах может вызвать смерть. Между тем, небольшие дозы спорыньи являются мощным галлюциногенным средством. В летописях той эпохи часто упоминается некий недуг европейцев, который получил название «танцевального помешательства»: на улицах городов и деревень временами можно было встретить группы танцующих людей, изо рта которых шла пена и которые часто несли всякий вздор – и так продолжалось до тех пор, пока они не падали от изнеможения. Люди, пережившие это «помешательство», позже рассказывали о невероятных видениях, которые его сопровождали. (В 20 веке, занимаясь изучением спорыньи, Альберт Хофманн - Albert HofMann - открыл галлюциногенные свойства ЛСД.)

Вскоре люди – как они это часто делают – решили воспользоваться этими знаниями и найти способ приручить спорынью, в частности в качестве галлюциногена. Они также начали экспериментировать с другими растениями. Дэвид Кролл (David Kroll) из Forbes пишет, что галлюциногенные вещества содержатся также в Atropa belladonna (белладонне обыкновенной), Hyoscyamus niger (белене), Mandragora officinarum (мандрагоре) и Datura stramonium (дурмане обыкновенном). В 16 веке врач испанского двора Андрес де Лагуна (Andrés de Laguna) заявил, что он нашел «горшок, полный зеленой мази, изготовленной из таких трав, как болиголов, белладонна, белена и мандрагора», в доме людей, обвиняемых в колдовстве.
Так откуда в этих легендах взялись метлы? Дело в том, что для достижения галлюцинаций первым наркоманам требовался несколько более сложный метод употребления наркотика, чем простое проглатывание. При проглатывании эти старинные галлюциногены могли спровоцировать массу неприятных побочных эффектов – в том числе тошноту, рвоту и раздражение на коже.

Тогда люди поняли, что, если эти вещества попадают в организм через кожу, это может вызывать галлюцинации, которые не сопровождаются неприятными побочными эффектами. Они также выяснили, что лучше всего эти вещества впитываются потовыми железами подмышек и слизистой оболочкой половых органов.
Таким образом, люди использовали свои накопленные знания в области фармакологии для производства наркотических бальзамов – то есть «колдовских снадобий». А чтобы наносить эти снадобья с максимальной эффективностью, они воспользовались одним из инструментов ведения домашнего хозяйства – метлой. В частности черенком метлы – думаю, смысл вы уловили.
В одном из документов 1324 года говорится следующее:

«Во время обыска в комнате леди они обнаружили трубку с мазью, с помощью которой она наносила вещество, после чего она долго скакала и бегала».

В 15 веке Джорданес де Бергамо (Jordanes de Bergamo) написал следующее:

«Простой народ верит, а ведьмы признаются в том, что по определенным дням или ночам они наносят зелье на метлу и едут на ней к назначенному месту или намазывают себе подмышки и другие волосистые места».

Итак, мы теперь знаем, откуда взялись метлы. А как насчет полетов?
Отчасти образ полетов на метле объясняется местом метлы в языческих ритуалах. Метла воплощает в себе баланс мужской энергии (черенок, превращающийся в фаллический символ) и женской энергии (щетина) – это объясняет, почему метлу часто использовали во время церемоний бракосочетания.
Однако более правдоподобным объяснением может служить то, что люди, подсевшие на «колдовское зелье», в самом практическом смысле использовали черенок метлы, чтобы словить кайф. Фактически, они пользовались своими метлами, чтобы «взлететь».
Видимо, так оно и было на самом деле. В 1966 году Густав Шенк (Gustav Schenk) описал эффекты воздействия тропановых алкалоидов следующим образом:

«Мои зубы были крепко сжаты, и мной завладела дурманящая ярость… но я также знал, что меня переполняло особое чувство радости, связанное с бредовым ощущением того, что мои ноги становились легче, что я становился больше и освобождался от моего тела. Все части моего тела как будто отделялись друг от друга, и я испугался, что распадаюсь на части. В то же время я испытывал упоительное ощущение полета… Я взлетел туда, где мои галлюцинации – облака, низкое небо, стада животных, опадающие листья… вздымающиеся клубы пара и реки жидкого металла – кружились вокруг меня.

Теперь вы знаете всю историю – от ржи до летающих метел. Однако в культурном воображении «ведьмам» необязательно было изменять назначение этих инструментов уборки, чтобы их обвинили в колдовстве. В 1976 году Линнда Капорэл (Linnda Caporael) представила свою работу, в которой она предположила, что Массачусетс 17 века стал невольной жертвой вспышки заражения ржи спорыньей. Вокруг ее работы до сих пор не утихают споры, однако позже ученые доказали обоснованность ее предположений: в 1692 году Массачусетс действительно пережил вспышку заражения посевов этим грибком, ставшим основой «колдовского зелья».
Где был эпицентр этой вспышки? В Салеме (в 1692 году состоялся Судебный процесс над салемскими ведьмами, — прим. перев.).

Оригинал публикации: Why Do Witches Ride Brooms?
Опубликовано: 31/10/2013

Читать далее: http://inosmi.ru/world/20131102/214422176.html#ixzz3qUqDVaRI
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments